среда, 29 октября 2014 г.

Сценарий праздника «Всё о пирогах»

Автор: Согоян Валентина Николаевна
Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
КОУ "Петропавловский детский дом", Омской области

(Под музыку входят двое ведущих.)
1-й: Здравствуйте, гости дорогие, гости званые, да желанные!
2-й: Рады видеть вас всех у нас на празднике! А праздник наш посвящен пирогам!
1-й: Как необъятна Россия, как многообразны традиции, обычаи, народов её населяющих, так самобытна и их кухня, и прежде всего пироги.
2-й: Узнаете историю вы пирога,
И кулинарным мастерством блеснете как всегда!

1-й: Ждет вас здесь угощение знатное,
И времяпрепровождение приятное.
2-й: В давние времена на Руси люди, собираясь на праздники, устраивали пиры по случаю торжества. И к этому дню пекли особый праздничный пирог.
Исполняется песня:
Сделать нужно нам пирог,
Чтоб отведать каждый мог.
Граммов сто возьмем улыбок,
И совсем чуть-чуть ошибок,
Смеха, звонкой радости
Полкило – для сладости.
Горстку доброты добавим,
Лаской, нежностью приправим,
Сердца пыл и жар души.
В печь сажай и не тужи.
Наш пирог на удивленье
получился – загляденье!
Просто чудо – не стряпня,
Угостится вся родня!

1-й: Русская кухня знает массу рецептов самых разных пирогов: печеных и жареных. Они отличаются по составу и способу приготовления теста (дрожжевое, слоеное, пресное, сдобное.), по виду (открытые, закрытые, маленькие и большие, круглые и квадратные.
(Показ мультимидийки)
2-й: Пекли пироги с мясом, дичью, грибами, яйцами, крупами, овощами и лесными ягодами, с творогом, яблоками, маком, рыбой и со щавелем. Овощная начинка тоже была самая разнообразная.
1-й: Были даже огуречники – пироги с солеными огурцами. Были и так называемые хлебальные пироги: с них срезали корку и начинку ели ложками. Готовили такие пироги-тарелки с начинками из лука, капусты и моркови. Всех особенностей русских пирогов не перечислить. В каждой местности свои правила, свои традиции и свои секреты.
2-й: В праздники на Руси любили устраивать состязания. Состязались в пляске, удали молодецкой, в силе. По старой русской традиции и мы сегодня устроим состязание на выпечку лучшего пирога. Ну, а оценивать их будут самые почетные гости, наше жюри.
1-й: Люди добрые, а прежде чем вы приступите к выпечке пирога, послушайте русские традиции и мудрые советы хозяюшки:
Не метите пол, когда пироги печете – спорынью выметете. Вы знаете, ребята, что в старину называли спорыньей? Спорынья – это черненькое зернышко, которое мололи вместе с зернами ржи, от спорыньи тесто хорошо поднималось. А когда хозяйки месили тесто, говорили, подняв подол юбки: «Спорыньи в квашню», «Поднимайся квашня выше». Помните советы, и тогда у вас получится пышный, вкусный пирог.
1 Конкурс:
2-й: Пришло время попробовать себя и вам в роли хозяйки. Я предлагаю испечь праздничный пирог. Последовательность выполнения дана в инструкционной карте. Прежде чем приступить к работе, нам необходимо повторить санитарно - гигиенические требования и ТБ. Кто мне может о них рассказать?
-Пищу готовить в спецодежде.
- Ногти должны быть острижены, руки тщательно вымыты, волосы спрятаны под косынку.
При работе с ножом:
- Пользоваться правильными приёмами работы ножом.
- Передавать нож ручкой вперёд. ( народность)
(Дети выполняют задание, убирают свое место)
(Чтец читает стих)
В нашем доме есть кружок.
Мимо я пройти не смог.
Аромат витал такой.
Что желудок мой родной
Заурчал как заводной.
Кушать так я захотел,
Будто года три не ел.
А девчонки, как назло,
Вот ведь нам не повезло,
Бегают, всех угощают.
Нас в упор не замечают.
Где же братцы справедливость?
Нет её, наверно, спит.
И её не беспокоит,
Что желудок мой ворчит.
Я к директору пойду,
Справедливость я найду
Может быть, он мне поможет?
Я хочу готовить тоже!
Для себя и для друзей,
Для родных и для гостей!

1-й: Уважаемые гости скажите, почему в старину говорили: «Поколе пироги в печи, не садись на печь?» Ответ: ( Пироги испортятся.)
-А скажите-ка, люди добрые, почему маленьких детей под квашню сажали да в печку на лопате совали? (Ответ: Если ребенок плохо говорит и растет, его сажали под квашню.)
1-й: Хозяйки руки смачивали водой, мяли свою квашню, при этом говорили: - Как моя квашня кисни, так и ты, мое дитятко, кисни; - Как моя квашня всходила, так и ты мое дитятко ходи.) А когда ребенок был хилым и болезненным, совершали обряд «перепечения» – сажали на лопату и в холодную печку, как пирог, совали.
2-й: А скажите, в каких русских сказках говорится об обряде перепечения, и кто же там малых деток на лопату сажает да в печку засовывает, да не понарошку, а в самый, что ни на есть огонь жгучий? (Ответ: Баба Яга, Ведьма.)
1-й: Правильно, Баба-Яга – волшебница, а Ведьма – ведунья. И в этих сказках отразился древний обряд перепечения. Ребята, круглый пирог служил еще и оберегом от всех ведуний и нечистей, потому так часто это слово встречается в колыбельных песнях, частушках и прибаутках.
2 конкурс:
2-й: И наш 2 конкурс так и называется «Конкурс частушечников». Каждая семья приготовила частушки про пироги, это было ваше домашнее задание, давайте вместе послушаем их.
(исполняются частушки)
1.Жду подружек дорогих
В гости на неделе.
Я хочу, чтоб вы моих
Пирогов поели.
2.Тесто утром замешу,
Пироги я испеку!
Жду вас, гости дорогие,
Будьте только сытые!
3.Пирогов с разной начинкой
В выходные напечём.
Самовар поставим к чаю,
И соседей соберём.
4.С пирогами будет чай
С мятою и хмелем.
Эй, подружка, не скучай,
Наливай полнее!
5.Будем песни распевать,
Стоя на крылечке
Будем "Барыню" плясать
С выходом от печки.
6.Пироги, пироги
Пышны и вкусные.
Пироги, пироги
С мясом и с капустою.
7.Мы готовим на кружке,
Очень мы стараемся.
Не хвалите сильно нас,
А не то зазнаемся!
8.Мы о вкусных пирогах
Спели вам частушки.
Ах, спасибо, что пришли,
Девочки-подружки!

2-й: Сегодня, пожалуй, редкая девушка в 17-18 лет смело продемонстрирует умение печь пироги. А ее ровесницы в прошлом веке считали это дело просто необходимым. Согласно старым традициям на следующий день после свадьбы молодая должна была обязательно испечь пирог. Этим пирогом она потчевала гостей, и по его вкусу судили о домовитости будущей хозяйки.
1-й: Особая роль отводилась пирогам и в именинных обрядах. Ко дню именин было принято печь пироги и рассылать их родным и близким. Пироги служили своеобразным приглашением на праздник. Отсылаемых пирогов было столько, сколько членов семейства, которое ждали в гости. Принесший пироги ставил их на стол и говорил: "Именинник приказал кланяться пирогами и просил хлеба кушать.
3 конкурс:
2-й: А мы продолжим наше кулинарное состязание. Каждая семья должна отгадать загадки о кулинарии. ( Каждой команде раздается конверт с загадками),
-Пузырюсь я и пыхчу, жить в квашне я не хочу, надоела мне квашня, посадите в печь меня» (тесто).
-У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит.
(Самовар)
-Сама не ем,
А людей кормлю. (Ложка)
-Всех кормлю с охотой я,
А сама безротая.
(Ложка)
-Круглобок и маслин он
В меру крут и посолен
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем. (хлеб)
-Режут меня,
Вяжут меня.
Бьют нещадно,
Колесуют меня.
Пройду огонь и воду,
И конец мой -
Нож и зубы.(ХЛЕБ)
-При виде еды не считают ворон, бросаются дружно с обеих сторон: один – разрезает, другая – цепляет. Обоим в тарелке работы хватает (нож и вилка).
-Пыхтит, кряхтит, вверх ползёт,
Недосмотришь — упадёт,
Но не больно ему. Почему?
Что это такое?
(Тесто)

1-й: О пирогах сложены многочисленные пословицы и поговорки – наиболее известная из них: «Ешь пирог с грибами да держи язык за зубами», «Не крана изба углами, а красна пирогами» А в крещенские праздники пекли пироги-кресты из кислого теста. Некоторые хозяйки клали в них монетку или пуговку «на счастье».
2-й: На Руси пирог являлся символом домовитости. Порой, пироги почитались в России выше хлеба. Было время, когда их подавали как самостоятельное блюдо, но в середине 19 века их стали употреблять с чаем. Пришло время и нам отведать праздничный пирог, приготовленный вашими руками, а для этого вам нужно пройти последнее испытание.
4 конкурс:
2-й: Каждой семье нужно накрыть столы по правилам этикета к чаю (сервировка стола к чаю).
(после конкурса Чтец читает стихотворение )
Умоляет, просит будущий пирог,
Испеки меня скорее, мой дружок.
Я хочу покрасоваться на виду,
И на стол, конечно, быстро попаду.
Ты меня поставь посередине,
Пусть любуются, каков я на витрине.
Пышный, нежненький и вкусненький такой,
Ну, любуйтесь же скорее, гости мной.
Только просьба у меня для всех гостей.
Налюбуетесь? Съедайте поскорей!
Острой вилочкой прошу Вас не колоть.
Нежно ножиком отрежете ломоть.
И прошу Вас не глотать и торопиться,
Можно мною, как ни странно, подавиться.
Так и знайте, Вы, товарищи, друзья!
Аккуратно кушайте меня!

2-й: На этом наши кулинарные состязания закончились,
1-й: По старинной русской традиции праздник заканчивался чаепитием с испеченными пирогами в кругу семьи, и мы приглашаем вас отведать пирог с чаем. (Чаепитие)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...