пятница, 18 сентября 2015 г.

Истина в вине

In vino veritas - истина в вине?


In vino veritas, in aqua sanitas (лат. «Истина — в вине, здоровье — в воде») — латинское выражение, имеющее также греческий вариант "Ἐν οἴνῳ ἀλήθεια … " с тем же значением. Автором является Плиний Старший, а фраза на греческом приписывается Алкею.
Расхожее мнение, что фраза относится к обстоятельствам, когда люди раскрепощаются под действием алкоголя и говорят то, что думают — неверно, и его существование обусловлено цитированием лишь первой части латинского выражения «In vino veritas, in aqua sanitas». В действительности оригинальный смысл выражения можно передать словами «В вине может и истина, но здоровье — в воде»

Есть в моей копилочке (старый добрый любимый "Метод.комод") занятный сценарий - Прекрасно в нас влюбленное вино. Откуда-то я его скопировала много лет назад, да так и забыла. А сейчас вот вспомнила (в тему). Оказывается, неплохой сценарий! О вине, но не о пьянстве! Традиции виноделия, тосты, викторины, писатели и поэты о винах, этикет обращения с вином и многое другое. Такой литературный банкет вполне можно провести со взрослыми читателями к любому празднику.


Рассуждения классиков о самом благородном и самом вдохновляющем напитке – вине

***
Блажен, кто пьет напиток трезвый,
Холодный дар спокойных рек,
Кто виноградной влагой резвой
Не веселил себя вовек.
Но кто узнал живую радость
Шипучих и колючих струй,
Того влечет к себе их сладость,
Их нежной пены поцелуй.

Блаженно всё, что в тьме природы,
Не зная жизни, мирно спит,—
Блаженны воздух, тучи, воды,
Блаженны мрамор и гранит.
Но где горят огни сознанья,
Там злая жажда разлита,
Томят бескрылые желанья
И невозможная мечта.

© Фёдор Сологуб, 1894


***

Бакхическая песнь

Что мне до стишков любовных?
Что до вздохов и до слез?
Мне, венчанному цветами,
С беззаботными друзьями
Пить под тению берез!
Нам в печалях утешенье
Богом благостным дано:
Гонит мрачные мечтанья,
Гонит скуку и страданья
Всемогущее вино,
Друг воды на всю природу
Смотрит в черное стекло,
Видит горесть и мученье,
И обман и развращенье,
Видит всюду только зло!
Друг вина смеется вечно,
Вечно пляшет и поет!
Для него и средь ненастья
Пламенеет солнце счастья,
Для него прекрасен свет.
О вино, краса вселенной,
Нектар страждущих сердец!
Кто заботы и печали
Топит в пенистом фиале,
Тот один прямой мудрец.

© Вильгельм Кюхельбекер, дата написания неизвестна



Бокал

Полный влагой искрометной,
Зашипел ты, мой бокал!
И покрыл туман приветный
Твой озябнувший кристалл…
Ты не встречен братьей шумной,
Буйных оргий властелин,-
Сластолюбец вольнодумный,
Я сегодня пью один.
Чем душа моя богата,
Всё твое, о друг Аи!
Ныне мысль моя не сжата
И свободны сны мои,
За струею вдохновенной
Не рассеян данник твой
Бестолково оживленной,
Разногласною толпой.
Мой восторг неосторожный
Не обидит никого,
Не откроет дружбе ложной
Таин счастья моего,
Не смутит глупцов ревнивых
И торжественных невежд
Излияньем горделивых
Иль святых моих надежд!
Вот теперь со мной беседуй,
Своенравная струя!
Упоенья проповедуй
Иль отравы бытия,
Сердцу милые преданья
Благодатно оживи
Или прошлые страданья
Мне на память призови!
О бокал уединенья!
Не усилены тобой
Пошлой жизни впечатленья,
Словно чашей круговой,
Плодородней, благородней,
Дивной силой будишь ты
Откровенья преисподней
Иль небесные мечты.
И один я пью отныне!
Не в людском шуму пророк —
В немотствующей пустыне
Обретает свет высок!
Не в бесплодном развлеченьи
Общежительных страстей —
В одиноком упоеньи
Мгла падет с его очей!

© Евгений Баратынский, 1835


***

Бог веселый винограда
Позволяет нам три чаши
Выпивать в пиру вечернем.
Первую во имя граций,
Обнаженных и стыдливых,
Посвящается вторая
Краснощекому здоровью,
Третья дружбе многодетной.
Мудрый после третьей чаши
Все венки с главы слагает
И творит уж возлиянья
Благодатному Морфею.

© Александр Пушкин, 1832



Вино

1
Не водись-ка на свете вина,
Тошен был бы мне свет.
И пожалуй — силен сатана!-
Натворил бы я бед.
Без вины меня барин посек,
Сам не знаю, что сталось со мной?
Я не то, чтоб большой человек,
Да, вишь, дело-то было впервой.
Как подумаю, весь задрожу,
На душе все черней да черней.
Как теперь на людей погляжу?
Как приду к ненаглядной моей?
И я долго лежал на печи,
Все молчал, не отведывал щей,
Нашептал мне нечистый в ночи
Неразумных и буйных речей,
И наутро я сумрачен встал,
Помолиться хотел, да не мог,
Ни словечка ни с кем не сказал
И пошел, не крестясь, за порог.
Вдруг: «Не хочешь ли, братик, вина?»
Мне вослед закричала сестра.
Целый штоф осушил я до дна
И в тот день не ходил со двора.
2
Не водись-ка на свете вина,
Тошен был бы мне свет.
И пожалуй — силен сатана!-
Натворил бы я бед.
Зазнобила меня, молодца,
Степанида, соседская дочь,
Я посватал ее у отца —
И старик, да и девка не прочь.
Да, знать, старосте вплоть до земли
Поклонился другой молодец,
И с немилым ее повели
Мимо окон моих под венец.
Не из камня душа! Невтерпеж!
Расходилась, что буря, она,
Наточил я на старосту нож
И для смелости выпил вина.
Да попался Петруха, свой брат,
В кабаке: назвался угостить,
Даровому ленивый не рад —
Я остался полштофа распить.
А за первым — другой, в кураже
От души невзначай отлегло,
Позабыл я в тот день об ноже,
А наутро раздумье пришло…
3
Не водись-ка на свете вина,
Тошен был бы мне свет.
И пожалуй — силен сатана!-
Натворил бы я бед.
Я с артелью взялся у купца
Переделать все печи в дому,
В месяц дело довел до конца
И пришел за расчетом к нему.
Обсчитал, воровская душа!
Я корить, я судом угрожать:
«Так не будет тебе ни гроша!» —
И велел меня в шею прогнать.
Я ходил к нему восемь недель,
Да застать его дома не мог,
Рассчитать было нечем артель,
И меня, слышь, потянут в острог…
Наточивши широкий топор,
«Пропадай!» — сам себе я сказал,
Побежал, притаился, как вор,
У знакомого дома — и ждал.
Да прозяб, а напротив кабак,
Рассудил: отчего не зайти?
На последний хватил четвертак,
Подрался — и проснулся в части…

© Николай Некрасов, 1848


***
Выпил чарку, выпил две,
Зашумело в голове.

Неотвязные печали
Головами закачали.

Снова чарочку винца,
Три, четыре,- без конца.

По колено стало море,
Уползает к черту горе.

Томно, тошно без вина.
Что же думать? пей до дна.

Всё тащи в кабак живее,
Жизни скарба не жалея,

К черту в пасть да на рога —
Жизнь нам, что ли, дорога!

© Фёдор Сологуб, 1912


***
Выпьем, что ли, Ваня,
С холоду да с горя,
Говорят, что пьяным
По колено море.
Стар теперь я, Ваня,
Борода седая,
А судьба все та же —
Злая да лихая.
Дочь Антона вышла
Замуж за другого,
Ну! и я женился —
Живо да здорово.
Деток целых трое,
Схоронил старушку,
А поправить нечем
Скверную избушку.
Говорят, мы вольны,
Только царь нам дядька,—
А оброк все тот же,—
Что ни поп, то батька!

© Николай Огарев, 1862-1863



Джон Ячменное Зерно
Три короля из трех сторон
Решили заодно:
— Ты должен сгинуть, юный Джон
Ячменное Зерно!

Погибни, Джон,- в дыму, в пыли,
Твоя судьба темна!..
И вот взрывают короли
Могилу для зерна…

Весенний дождь стучит в окно
В апрельском гуле гроз,-
И Джон Ячменное Зерно
Сквозь перегной пророс…

Весенним солнцем обожжен
Набухший перегной,-
И по ветру мотает Джон
Усатой головой…

Но душной осени дано
Свой выполнить урок,-
и Джон Ячменное Зерно
От груза занемог…

Он ржавчиной покрыт сухой,
Он — в полевой пыли. ..
— Теперь мы справимся с тобой!
Ликуют короли…

Косою звонкой срезан он,
Сбит с ног, повергнут в прах,
И скрученный веревкой Джон
Трясется на возах…

Его цепами стали бить,
Кидали вверх и вниз
И, чтоб вернее погубить,
Подошвами прошлись…

Он в ямине с водой — и вот
Пошел на дно, на дно…
Теперь, конечно, пропадет
Ячменное Зерно!..

И плоть его сожгли сперва,
И дымом стала плоть.
И закружились жернова,
Чтоб сердце размолоть…
. . . . . . . . . . . .
Готовьте благородный сок!
Ободьями скреплен
Бочонок, сбитый из досок,-
И в нем бунтует Джон…

Три короля из трех сторон
Собрались заодно,-
Пред ними в кружке ходит Джон
Ячменное Зерно. ..

Ои брызжет силой дрожжевой,
Клокочет и поет,
Он ходит в чаше круговой,
Он пену на пол льет.. .

Пусть не осталось ничего
И твой развеян прах,
Но кровь из сердца твоего
Живет в людских сердцах!..

Кто, горьким хмелем упоен,
Увидел в чаше дно —
Кричи:
— Вовек прославлен Джон
Ячменное Зерно!..

© Эдуард Багрицкий, 1923 (перевод стихотворения Р. Бёрнса)



Песня

Счастлив, кому судьбою дан
Неиссякаемый стакан:
Он бога ни о чем не просит,
Не поклоняется молве
И думы тягостной не носит
В своей нетрезвой голове.

С утра до вечера ему
Не скучно — даже одному:
Не занятый газетной скукой,
Сидя с вином, не знает он,
Как царь, политик близорукий,
Или осмеян, иль смешон.

Пускай святой триумвират
Европу судит невпопад,
Пускай в Испании воюют
За гордой вольности права —
Виновных дел не критикуют
Его невинные слова.

Вином и весел и счастлив,
Он — для одних восторгов жив.
И меж его и царской долей
Не много разницы найдем:
Царь почивает на престоле,
А он — забывшись — под столом.

© Николай Языков, 1823


***
Не осенний частый дождичек
Брызжет, брызжет сквозь туман:
Слезы горькие льет молодец
На свой бархатный кафтан.

«Полно, брат молодец!
Ты ведь не девица:
Пей, тоска пройдет,
Пей, пей, тоска пройдет!»

«Не тоска, друзья-товарищи,
В грудь запала глубоко,
Дни веселия, дни радости
Отлетели далеко».

«Полно, брат молодец!
Ты ведь не девица:
Пей, тоска пройдет,
Пей, пей, тоска пройдет!»

«И как русский любит родину,
Так люблю я вспоминать
Дни веселия, дни радости,
Как пришлось мне горевать».

«Полно, брат молодец!
Ты ведь не девица:
Пей, тоска пройдет,
Пей, пей, тоска пройдет!»


© Антон Дельвиг, 1829






Винопанорама (что поставить на выставку)

  • Вино из одуванчиков. Рэй Брэдбери.
  • Ежевичное вино. Джоанн Харрис.
  • Да пребудет со мною любовь и вино. Омар Хайям
  • Парижская тайна, или Истина в вине. Наталья Андреева
  • Дегустатор. Мастер Чэнь
  • Приключения старого вина. Питер Мейл
  • История вина. Хью Джонсон
И дальше ещё:  Вино - лучшие книги




Книги и вино


В деревушке Канцем (600 жителей) есть любопытное заведение под названием Buch & Wein. Это маленькая библиотека и винотека. Заведение существует уже восемь лет. Местные жители приходят сюда, чтобы взять интересные книги домой или почитать их тут же, расположившись в кресле с бокалом мозельского. Книжный фонд небольшой - около трех тысяч наименований, но составлялся он с учетом пожеланий жителей, поэтому они не жалуются. Много беллетристики: детективы, фантастика, женские романы. Классика, разумеется, тоже есть. Ежегодный членский взнос - 5 евро, книги можно брать домой на месяц. Сегодня в Бух&Вайн записаны 170 человек, то есть, каждый четвертый житель общины Канцем. Помимо приобщения к литературе здесь пьют вино. Идея добавить к библиотеке погребок возникла изначально просто как способ окупить аренду, но оказалась очень удачной - сюда стали захаживать не только жители деревни, но заезжать даже из Люксембурга и Трира. Теперь в выходные места здесь нужно заказывать заранее.Вино-библиотека открывается каждый день, кроме среды, по вечерам. Проект реализован без какой-либо государственной помощи - это местная инициатива, полностью воплощенная силами локального сообщества. Захотели жители деревни иметь такую библиотеку - сбросились и сделали.



10 лучших профессий в винной сфере 

ШАМПАНСКОЕ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...