вторник, 21 апреля 2015 г.

Гумилёв, Симонов и стихотворение "Жди меня"

В последнее время по Сети активно расходится информация о том, что Константин Симонов, автор знаменитого стихотворения "Жди меня, и я вернусь", не случайно был категорически против реабилитации Николая Гумилёва. Мол, всему виною малоизвестное стихотворение Гумилёва:



Жди меня. Я не вернусь –
это выше сил.
Если ранее не смог –
значит — не любил.
Но скажи, зачем тогда,
уж который год,
я Всевышнего прошу,
чтоб тебя берег.
Ждешь меня? Я не вернусь,
- не смогу. Прости,
что стояла только грусть
на моем пути.
Может быть
средь белых скал
и святых могил
я найду кого искал,
кто меня любил?
Жди меня. Я — не вернусь!
© Николай Гумилёв,
дата написания неизвестна                                                  
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,                     
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
© Константин Симонов



Якобы Симонов позаимствовал у Гумилёва идею, написал своё стихотворение, а чтобы об этом не узнали, активно возражал против реабилитации Гумилёва...

Сегодня, в очередной раз наткнувшись на эту ложь, я решила написать комментарий, потому что в этой истории всё до невозможности перепутано.

Во-первых, - самое главное! - это стихотворение НЕ принадлежит Гумилёву. И не может ему принадлежать. Поэтика не гумилёвская. Чтобы Гумилёв допустил у себя неточную рифму "год - берёг"? Чтобы Гумилёв допустил у себя грамматическую небрежность "я найду, кого искал, кто меня любил"? Да никогда! Это просто исключено, даже в экспромте.

И "стояла только грусть на моём пути" - совсем не гумилёвская фраза. И поиск кого-то любящего "средь белых скал и святых могил" - тоже не его образ, не его логика, не его картина мира...

Стихотворение это, по всей вероятности, пришло откуда-то из лагерей, и его автора мы вряд ли когда-нибудь узнаем... Повлияло ли оно на Симонова, или это просто совпадение - неизвестно, это тема для отдельного разговора.

Теперь о реабилитации. Да, Симонов действительно был категорически против реабилитации Гумилёва, считая, что тот участвовал в заговоре против советской власти. Но ведь Гумилёв действительно участвовал! У меня есть много доказательств, я намерена потом, в дополнение к роману, где тоже будет всё подробно показано, написать об этом большую статью, чтобы снять все вопросы.

В частности, Георгий Иванов прямо говорил о том, что был участником Таганцевского заговора и состоял в "десятке" под началом Гумилёва... Так что не надо оправдывать Гумилёва перед советской властью, он в этом не нуждается - и не заслуживает этого! Наоборот, это советская власть должна оправдываться перед ним и перед всей Россией... А позиция Симонова понятна и логична, и осуждать его за неё сейчас было бы странно. С таким же успехом мы можем осудить миллионы советских граждан, которые в те годы было лояльны к государственному строю.

P.S. Выношу из комментариев: после небольшого исследования выяснилось, что автор этого стихотворения - Владимир Цехановский.


Мария Голикова, автор биографического романа о Николае Гумилёве

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...